Пропустить навигацию.
Главная

Как работать с ритмами самостоятельно

Чтобы максимально создать хорошие условия для самостоятельной практики, необходимо принять для себя один важный принцип: 

Принцип1: у самостоятельной работы должен быть ритм! 

Минимальный ритм - 1 раз в неделю, если он не выдерживается, значит работа обнуляется. Если ритм держался год, хотя бы пол года, то минимальный результат должен быть. Чтобы не обманывать себя, знайте: занятие 1 раз в неделю (1 - 2 часа) - это не есть ритм развития чего-либо, а скорее попытка не выпасть из темы.

2 раза в неделю по полтора часа. - это хороший стартовый ритм, если нет пропусков. Важно понимать, что самостоятельные занятия не могут быть заменены занятиями в группе или джемом. Для каждого вида занятий выстраивается свой ритм. Грубо говоря, в каком качестве мы прилагаем усилие, то мы и развиваем. Удержание ритма занятий - это тоже усилие. Провал ритма, дело приятное, именно потому, что отпускается пружина, которую мы удерживали. Поэтому не рекомендуется брать сразу ритм 7 раз в неделю по 4 часа :) Сначала будет гордость от своего подвига, потом грусть от провала и никчемности затеи. Лучше выдержать год с ритмом 1 занятие в неделю, а потом год с 2 - мя занятиями. Можно взять одно занятие в группе и одно самостоятельное. Желательно зафиксировать дни и время занятий. Это поможет наладить самодисциплину.

Если срыв занятия происходит не по причине лени, то надо в другие дни наверстать. Можно заниматься больше, но фиксированные дни должны быть отработаны. Сначала будет тяжело, но когда ритм "устаканится" он начнет помогать вытягивать из привычного болота под названием "Житие мое".  

Подготовка к самостоятельному занятию: 

На групповых занятиях учитель всегда следит за тем, в каком состоянии ученики берут материал. Если состояние не подготовлено, то материал не усваивается. Ученик должен быть настроен на слушание. Более того, преподаватель должен настроить всех учеников на одну волну восприятия.

Когда ученик простраивает самостоятельные занятие, ему необходимо понимать как минимально подготовить тело и сознание для работы. Дело в том, что человек уже живет привычными циклами и внутри него крутятся свои ритмы: идеи, привычки, желаниея и тп. Особенно сложно подготовить себя тем, кто много суетится по жизни.

Принцип 2: Подготовка к работе - это всегда замедление ритма.

Для замедления подойдет статика (цигун), медленные плавные движения (тайзи-цюань или выдуманные движения), посидеть неподвижно в медитации, успокаивая свой ум (замедляя ритм) или попить китайского чаю (без лишних разговоров) с настроем на предстоящее занятие. Не перестарайтесь с замедлением, иначе сложно будет поймать ритм. Главное не надумывать ничего лишнего, просто отпустите другие дела на момент занятий.

Тело барабанщика - это танцевальное тело, причем танец может быть не заметен. Тело должно быть расслаблено и быть в тонусе. Самое простое упражнение, чтобы понять как появляется тонус, это потанцевать, потопать, похлопать, попеть и тп, войти в состояние игры (взаимодействия).

Сознание барабанщика - это совсем интересная субстанция. Здесь можно разделить на сознание базовое и сознание импровизационное. По началу нас интересует базовое сознание. Ипровизационное сознание лучше развивать, когда есть хороший уровень базовой игры, обычно это после 2-3 лет непрерывных занятий.

Если кратко, то все вышеописанное ведет к подготовке нашего внимания для лучшего усвоения материала на уровне тела и сознания. Наше внимание - это то, что может соединить наше тело и сознание. Разве это не здорово? Мы занимаемся ритмами, а на самом деле согласуем 3 самых важных уровня нашей жизни. Они могут быть согласованы только при условии внутренней честности. Можно еще много чего полезного написать на эту тему, кому интересно, этим я занимаюсь тут.


Итак, приступим к перечислению того, над чем можно работать:


1. Запоминание последовательности: 

1.1. Это может быть любая партия, желательно "неудобная". Нужно играть минимум 10 минут каждый день, до усвоения "телом".

1.2. Можно взять "удобную" (уже усвоенную на уровне движений) партию и сыграть ее с помощью других ударов. Например, заменить слэпы на тоны, а тоны на басы, а басы на слэпы или сыграть с помощью других ударов, например, с помощью пальцевой техники. Еще вариант, сыграть партию ритма одной рукой.

2. Запоминание названий и партий ритмов.

2.1. Записать названия пройденных ритмов и партии самостоятельно (не пользоваться распечатками)

2.2. Составить последовательность из партий и играть: Сигнал, Брейк, Партия 1, 2,3, ... N, разогрев, Сигнал.

2.3. Самостоятельно вспоминать название ритма и играть последовательность партий. 

3. Качество звука

3.1 Выравнивание звука у левой и правой руки. Для этого проще всего играть 8-ки (6-ки,4-ки): TtttttttSsssssss

3.2. Пробивание звука. Одновременно слушаем, чтобы звук не был "кричащим" или не было лишних негармоничных обертонов. Это упражнение лучше делать сначала на медленной скорости.

3.3. Звукоизвлечение. Работаем, чтобы тоны отличались от слэпом. Подойдет то же самое упражнение TtttttttSsssssss или тройки STTSTT или TTSTTS или медленно одной рукой чередуем тон и слэп. Записываем результат на диктофон и слушаем (обязательно).

Делаем тоже самое упражнение проговаривая на тон - "Ту", на слэп - "Та". Можно использовать любую партию. Минимум 10 мин. Проговаривать лучше громко, чтобы чувствовался резонанс вибраций голоса и барабана.

Пробуем сохранить качество звучания при тихой, громкой, быстрой, медленной игре. 

4. Темп

4.1. Играем любую партию и отбиваем ногами темп, лучше использовать две ноги.

4.2. Играем громче - тише, сохраняя темп.

4.3. Играем нормально, потом в 2 раза быстрее. По 4 - 8 фразы.

4.4. Переходим с одной партии ритма на другую, сохраняя темп. Можно тренировать сигнал + партию ритма.

5. Работа с размером.

5.1. Играем партию квадратами (4, 8 фразы) каждую 4-ю или 8-ю фразы немного изменяем.

5.2. Постепенно учимся уходить от партии ритма и возвращаться, не теряя размер.

5.2. Чередуем разные партии ритма через квадрат. Можно пробовать чередовать партии разныз ритмов, но одного размера.

6. Работа с "телесным" метрономом.

6.1. Ногами задаем темп и играем партию ритма.

6.2. Шагаем и пропеваем ритм. Можно помогать хлопками.

7. Настроение

Принцип 3: Настроение - это соединение тела, ума и внимания

7.1. Берем партию ритма и пытаемся воссоздать настроение, которое появилось на групповом уроке. Играем партию с разным темпом.

7.2. Придумываем любую партию и пытамся получить услышать возможное настроение. 

8. Запись на диктофон. Очень полезная практика!

8.1. Записываем партию ритма столько раз, чтобы она "удобоваримо" звучала на диктофоне.

8.2. Записываем хорошо 1 партию ритма и пытаемся играть под нее другие партии ритма.

9. Запись на видеокамеру.

9.1 На видео лучше записывать композицию. Очень много информации об ошибках видно визуально по микро движениям тела.


Если у Вас есть вопросы по тому, как лучше наладить самостоятельные занятия, напишите письмо RitmLab@gmail.com


Вопросы и ответы:

1. Нужно ли практиковать под музыкальный метроном?

2. С какого барабана лучше начинать, если интересно все: Джембе, Дарбука, Табла, Конги, Бонги, Кахон, Рамочный барабан, Ударная установка?