Пропустить навигацию.
Главная

Басовые барабаны в музыке западной Африки.

Басовые барабаны в музыке западной Африки.

Существует три басовых барабана:

Дунумба (Гвинея) - большой басовый, Есть одноименный ритм - танец сильных мужчин. Отсюда - самый мощный барабан.

Сангбан (Гвинея) - Средний басовый. Его обычно слушают все, кто играет на джембе.

Кенкени (Гвинея) - Малый басовый.

В музыке Гвинеи используют обычно 3 басовых, в музыке Мали как правило - 2 басовых (без кенкени).

Секция басовых образует основной рисунок ритма, на который накладываются партии джембе.Соло на джембе играется обычно, учитывая рисунок, создаваемый басовыми, таким образом, что удары джембе проникают между ударами всех трех басовых (это не жесткое правило, а скорее искуссность импровизатора). Соло на джембе играется непосредственно под танец. То есть танец похож на соло, а соло на танец. Стало быть танцор танцует не базовый рисунок, а опять же между.

Басовые создают ощущение "движухи". Если басовых нет, то их роль выполняют низко-звучащие джембе. Таким образом поступают в Сенегале. Либо вместо басовых используют удлиненные барабаны, типа конги. Однако конга - это не запад Африки, а ближе к центральным районам.

Все три басовых барабана снащены колокольчиками. Размер и звук колокольчиков соотносится с размерами барабанов. Между колокольчиками тоже образуется своеобразная полиритмия.

Басовый барабан имеет ровную цилиндрическую форму. Дерево используют более простое в отличие от джембе. На него натягивают с двух сторон шкуру быка, а не козы как на джембе. От этого звук становится более басистым и глубинным.

На басовом играют палочкой по мембране. Бывает 2 вида ударов: открытый и закрытый (палочка после удара прижимается к мембране и продолжает натягивать ее), изредка используют еще один удар - по деревянному корпусу со стороны мембраны. Другой рукой (как правило левой) небольшой палочкой бьют по колокольчику. То что играется на колокольчике условно можно назвать ключом. Как правило все удары по барабану укладываются в ключ. Однако, при полиритмии, ключи на разных басовых могу сильно отличаться, хотя все укладываются в размер композиции (4/4 или 6/8).

С двух сторон звучание мембран немного отличается и некоторые мастера играют на обоих сторонах, ловко переворачивая барабан. Но проще играть на одной стороне, а разность звучания использовать для того, чтобы подобрать звук, для данного случая, относительно других басовых. Дело в том, что кожа реагирует на влажность и может менять звук даже во время выступления.

Когда играет три человека на трех басовых, это должно звучать как будто играет один человек с шестью руками сразу на трех барабанах. Так слажено должна восприниматься игра, оно и понятно, ведь именно все басовые образует ритм.

Обычно темп игры никогда не ускоряется, вместо ускорений используют, так называемый разогрев, который не дает заскучать ни игрокам, ни слушателям.

Дунумба и сангбан часто играют вариации партий, и создается ощущение диалога. Кенкени обычно играет роль увязывающего а походу и роль метронома. Поэтому в музыке Мали часто обходятся без кенкени, либо его роль исполняет джембе.

Пример ритма: http://www.paulnas.eu/wap/moribaya.html

У кенкени и сангбана ключи совпадают (ключ в нотах обозначен "х"), у дунумбы ключ отличается. "О" - открытый удар. "С" - закрытый удар.

В Гвинее начинают учиться играть с басовых барабанов. Почему? Потому что ключ - это не что иное как метроном для ударов. Однако, что сможет помочь выровнять ключ, если он сложный? Движение. Основной метроном для африканца - это внутренний танец ритма. Пример: Для русских достаточно сложно дается чувство ритма на 6 выраженного, казалось бы простейшим ключом: хх-хх-хх-хх. А поможет нам легко раскачивающее движение вправо-лево, а представлять можно динамику идущего поезда. Если при игре на размер 6 хочется маршировать, что-то здесь не так.

Пример: http://www.paulnas.eu/wap/tiriba.html

Интересно, что для многих африканцев вообще чуждо понятие размера 4/4, 6/8. Они просто это чувствуют и могут легко перемещаться от одного размера к другому.

Вывод: игра на басовых учит синхронизировать правое и левое. Для освоения базы ритма это очень важный этап. Игра на джембе уже требует некоторой базы игры. Руки работают поочереди, либо что еще сложнее не всегда поочереди. Стало быть, чтобы играть на джембе нужно выработать в себе чувство размера и пауз.

Иногда на басовых играют в варианте так называемого балета. Все три барабана ставятся вертикально и один человек играет сразу на всех барабанах двумя палочками.

Те, кто начинал на джембе, практически не слышат басовых и это нормально, потому что не привыкли слушать. В этом случае, возможно придется начинать практиковать игру с самого начала, потому что басовый барабан задает базу, а джембе играет поверх этой базы. Исключение - джембе-лидер, который играет роль дирижера оркестра, к нему прислушиваются все.

Однако, возможно стоит сделать шаг назад, чтобы потом сделать пять шагов вперед. Игра на басовых наполняет силой, развивает слушание телом, так как слушать ушами басовые не всегда получается, когда попробуете играть, через какое-то время поймете, о чем я говорю :о). Это ощущение очень интересное.

Игра в ансамбле дело достаточно сложное, и даст хорошее ощущение только в случае, когда все стараются и выходят на чувство общей пульсации. Поэтому, если вы в игре на барабанах ищете только удовольствие, то вам подойдет формат интуитивного джема. Игра в ансамбле - это серьезная работа в коллективе, которая затрагивает не только умение точно попадать свои удары, но и вашу энергетическую наполненность. Если у барабанщика часто плохое настроение, то это не барабанщик и он будет оттягивать работу всего коллектива. Я считаю, чтобы быть барабанщиком, нужно параллельно заниматься чем-то развивающим активные качества человека. Также, очень сильно помогают групповые занятия типа капоэйра, либо танцы, в которых есть афро-корни :о).

Степанченко Александр.

Руководитель школы африканской перкуссии "Лаборатория ритма" при этно-центре ИНБИ.

ritmlab@gmail.com