Пропустить навигацию.
Главная

Поездка в Африку (Гвинея) на воркшоп к Фамоду Конате.

 Африка. Гвинея. Конакри.

Как решили поехать в Африку.
Такое решение было сформировалось в несколько этапов. Когда я с Катей и Владом занимался африканскими ритмами у сенегальца Бабса Бабакара, мы и сейчас с ним продолжаем сотрудничать, друг Бабса - Сиринь спросил у занимающихся, было бы нам интересно поехать в Сенегал? Мы заинтересовались, потому что заниматься чем-то, не посетив место, со своим определенным ритмом, где зародилось искусство, можно только до поры до времени.

Мы стали встречаться с Сирином и обсуждать детали поездки, продумывать план. Дело осложнялось тем, что у большинства африканцев так интересно устроено сознание, что они не могут предложить четкие варианты путешествия. Мы сами искали интересные места, которые бы хотели посетить, но главное, нам нужно было, чтобы поездка была тематической. Требовался барабанный тур. Мы хотели посетить мастеров барабанного дела. На это Сиринь сказал - "Нет проблем, в каждой деревне, все мастера барабанщики будут с вами заниматься". Также мы хотели посетить праздники и ритуалы по разным случаям. Ведь каждый африканский ритм соответствует определенному случаю. Сиринь ответил: "Нет проблем, в каждой деревне для вас будет устроен праздник". Вроде бы все здорово, но чего-то не хватало. Хотелось приоткрыть дверь, за которой происходят некие события, выстроенные многовековым бытом, увязанные друг с другом сложной, неслучайной цепью событий, а на деле выходило, что за дверью только нас и ждут и ради нас сделают все что угодно.

Приглашение на месячный барабанный воркшоп у Фамоду Конате (Гвинея).
Через какое-то время мы наткнулись в интернете на сайт гвинейского Djembefola Фамоду Конате (мастера игры на джембе), где было приглашение посетить месячный барабанный лагерь. Так как организацией занимались немцы, сразу стало понятно, что самим думать много не придется и все будет организовано как надо. Стоимость мероприятия немного кусалась, на билеты, жилье и уроки вышло около 100 000 руб, но на то время для меня это было вполне реализуемо. У меня было сильное ощущение, что если сейчас не поехать, то потом может и не получиться. Я подтянул ремень и решил, что еду.

Фамоду Конате и Мамади Кейта.
Фамоду Конате был известен мне по своей книжке и СД альбому "Ритмы и песни Гвинеи", скаченной где-то в просторах интернета. В этой книжке на достаточно простых примерах разбирался принцип построения гвинейских композиций.

Сейчас есть два очень известных гвинейских мастера, которые занимаются с иностранцами, сами выезжают с концертами и мастер классами по всему миру: Фамоду Конате и Мамади Кейта. Про Мамади вышел недавно фильм, он так и называется Djembefola, где он рассказывает про свой путь. В этом же фильме есть отрывок как тот заходит в гости к Фамоду.

Визы и посольство.
Мы связались с организаторами воркшопа и нам выслали приглашение, с которым мы и отправились в Гвинейское посольство в Москве. Посольство представляло из себя корридор с комнатками, в которых тусовались темнокоже представители Гвинеи. Было ощущение, что они там жили. Где-то факс, где-то телефон, вот и все посольство. Нас спросили, зачем мы едем в Гвинею и когда мы ответили, что едем учиться играть на барабанах, все присутствующие были сильно удивлены, обычно в Гвинею едут за добычей каких-то ископаемых, золото, алмазы и тп. У африканцев очень подвижная мимика, это вобще очень живые люди, все что внутри все сразу на лице и в движениях тела, они все время танцуют. Один из африканцев Жак, воскликнул, зачем ехать, здесь тоже есть барабанщики, на что мы ответили, давайте сюда своих барабанщиков. Жак позвонил кому-то и через 10 минут перед нами предстал паренек, нам его представили как только что прибывшего из Гвинеи барабанщика Калю. Калю сказал, что знает Фамоду, нам быстро сделали визы, несмотря на то что на приглашениях не было печати. Мы договорились о занятиях в Инби и вскоре Калю Куяте начал преподавать у нас в Инби уроки по гвинейские ритмам.  До поездки был еще месяц.  

Предосторожности.
Когда я собирался в Африку, мне пришлось сделать прививку от желтой лихорадки, иначе могли не впустить в страну. Ел таблетки от малярии. Малярией заболеть не хотелось, потому что это неизлечимая болезнь. Еще пугали, что нельзя даже зубы чистить местной водой, а только из покупной бутылки. А еще один знакомый из занимающихся в Инби, ездил в Африку и привез в печени какого-то паразита, от которого не может до сих пор избавиться. В общем разного стрема было много.  

Поездка.
В Африку мы решили поехать с моим другом Владом Семеновым. Он тоже давно уже занимался африканской темой и латино-американской музыкой, в то время как я налегал на африканскую и арабскую тематику.

Купили билеты. Перед самым отлетом у Влада произошло что-то экстренное на работе и ему пришлось билеты поменять на 2 дня позже. В результате я полетел один. С пересадкой в Париже, где немного простудился и облачился во все теплые куртки. В дьюти фри я прикупил французское вино, и неплохой коньяк, подумал, что встречать Новый год в Африке надо подготовленным. Наконец, я сел на самолет Париж - Конакри. В самолете было всего человек 10 белых, соответственно остальные были более чем загорелого цвета кожи, что настраивало определенным образом. Это не сон, однако! Скоро я буду в этой самой Африке, где так много диких львов, слонов, обезьян, крокодилов, бегемотов и прочей живности и вокруг сплошные праздники, танцы и много много барабанных ритмов!  

Инструмент я с собой решил не брать, даже наоборот, думал закупиться в Африке родными инструментами.

Летел от Парижа 5 часов. Прибыл в Конакри - столицу Гвинеи около 0:00. Там меня должны были встречать с табличкой "Фамоду Конате".

Аэропорт в Конакри.
По выходу из самолета я ощутил приятный теплый климат. Простуда практически сразу начала отступать. Аэропорт был совсем небольшой. Начал снимать одежды, куртку, свитер, рубашку, у нас то зима, а у них вроде тоже зима, но почему-то 30 градусов жары.

Я встал в очередь и начал заполнять какую-то бумажку, зачем приехал, где буду жить и тп. В этот момент ко мне подошел достаточно прилично одетый африканец и предложил помощь в заполнении. В Европе часто так помогают, поэтому я согласился. Он черканул несколько строк, сказал, что все ок и еще одну странную фразу "Гив ми 100 евро", я сказал, что нет с собой. Он тогда попросил 50 евро, я ответил, что нету, тогда он стал надуваться и говорить, что полицейский и в конце добавил с надеждой "гив ми хоть сколько-нибудь", я сказал, что когда меня встретят, там и разберемся. Африканец скис и махнул на меня рукой.

Тут ко мне подошел другой жизнерадостный африканец, спросил откуда я. Он попросил показать приглашение, и стал помогать доставать мой багаж. Я подумал, ну ок, почему бы и нет. Когда багаж был изъят из толпы таких же помошников, из-за них было нереально пробраться к транспортерной ленте, я дал ему пару евро и отобрал свой багаж, который он готов был тащить куда угодно. Еще он добавил, что всегда принято давать 5. :о) и ушел.

Я вглядывался в встречающих, но нигде не было даже намека на имя Фамоду Конате.

Потом этот же человек появился вместе с маленьким полицейским. Полицейский попросил посмотреть приглашение и повел куда-то. Через какое-то время к нам подошел еще один странный  плотный африканец с крашенными волосами и тоже попросил показать приглашение. Потом начало происходить что-то странное. Первый африканец с полицейским стали тянуть меня в одну сторону. А крашенный громко ругался с ними и предлагал не ходить с ними, а пойти с ним. Проходящий мимо еще один африканец, ткнул меня рукой в плечо и показал своим видом, чтобы я был осторожнее.

Я сказал, ребята, пойду ка я брать такси, ну вас нафиг. Хотя адрес в приглашении немного настораживал. "Симбая. Фамоду Конате". Выяснилось, что Симбая - это достаточно большой район и таксист должен знать лично, кто такой Фамоду, чтобы я приехал по назначению.

Потом крашеный показал свой паспорт, где стояла фамилия Конате и стал утверждать, что он сын Фамоду. Посмотрев на горящие нездоровым блеском глаза маленького полицейского, мне вариант с сыном Фамоду понравился больше. Останавливало только то, что перед поездкой я случаянно узнал, что у них на всю Гвинею не так много Фамилий, наверное 5-10. Но решил я пойти все-таки с крашенным. На последок, африканец, который помогал доставать багаж с обиженным видом предложил дать ему еще 5 евро, но быстро понял что не дадут. Мы вышли с крашеным Конате за ограду аэропорта и пошли к машинам. Он сказал, сейчас положим твои вещи в машину и надо встретить еще двух персон. Положили мой рюкзак в машину, думаю все, прощай мой рюкзак. Сумку с деньгами и документами, класть в машину не стал. Но потом оказалось, что все ок. Встретили двух немок, под аккомпанемент Секе Секе ,крина и гвинейских песен, в котором очень явственно слышалось, "Африка, Африка, тут так здорово! Денег давай, денег давай! Мы сели в машину и поехали. Ехали, мы ехали, от аэропорта сначала было вполне цивильно, но потом свернули с главной дороги и поехали какими то зигзагами, двориками и гаражиками, дорога вся в огромных ямах, машину шатало и бросало. Романтика! Через пол часа прибыли на место.

Дом Фамоду.
Въехали мы во двор дома Фамоду Конате, где собственно и жили и учились барабанить почти месяц (без недели, когда ездили в родную деревню Фамоду). Уже было около часа ночи. Через какое-то время появилась очень сонная белая женщина, очень удивленная моему приезду. Похоже Влад запутал организаторов сменой своих билетов. В общем ждали нас двумя днями позже. Я мысленно послал теплый привет Владу. Мне выдали рулон туалетной бумаги, свечку, воду и проводили в комнату. Комната как комната, маленькая, две кровати, над кроватью огромный накомарник. Предупредили, чтобы закрывал двери на ключ. Я забрался в накомарник и стал понемногу офигевать от того как меня удачно пронесло мимо разной неприятной ерунды по приезду.  

На утро я выполз из комнаты достаточно рано, около 8:00, спать не хотелось, потому что под окном ходил кричащие африканки, предлагая очень пронзительно какие-то местные явства. Под окном в сторону внутреннего двора кто-то мел цементный пол. Я спустился и пошел по двору, каждый кого я встречал здоровоался со мной, все говорили то по французски, то на местном диалекте, звучало чаще всего примерно следующее: Тебе:Сава; Ты:Сава; Тебе:Сава бьен; Ты:бьен. И так с каждым. Сначала было прикольно, в последствии выяснилось, что у Фамоду было 12 жен и у каждой по несколько детей, а у тех тоже уже свои дети. Двор кишил разными родственниками Фамоду, некоторые жили тут же, некоторые иногда приходили в гости.

Фамоду Конате.


Потом я пробрался пошел изучать двор и наткнулся на небольшого роста подвижного дядьку, который и оказался Фамоду. Мы поприветствовали друг друга. Он узнал, что я из России и сказал, что я первый, кто приехал к нему учиться из России. Я на ломаном английском сказал, что слышал его музыку, понравилось и вот приехал поучиться.

Еда.
Вскоре позвали на обед, который очень мне понравился. Приготовили жареные бананы с рыбой. Вкус у рыбы был похож на курицу, только очень нежную. На десерт бананы, очень вкусные и какой-то местный напиток, типа чая. Еще там был очень вкусный местный кофе. Очень часто в меню рис, какая-то местная крупа. Что-то типа местного картофеля, забыл как называется, но оно не очень было вкусно. На столе всегда был местный мед, жидкий и очень вкусный, так что я ступил, что привез в подарок русский мед, он у нас гораздо хуже. Отдельное внимание местному перцу. Очень суров. Один из занимающихся, аргентинец, он приехал, когда уже обучение подходило к концу, видимо у него были свои планы, так вот, насыпал он себе этого перца хорошо, все закричали, чтобы он был осторожен, но тот с железным лицом все съел, потом положил добавки и еще раз столько же насыпал перца и еще раз съел. Но больше никто не видел, чтобы он клал себе этот перец. Настоящий горячий аргентинский мачо! Всегда ходил в футбольной майке с надписью Марадонна 10.  

Мода.
Африканские женщины чаще всего надевали цветастые красивые ткани или платья из них. Мужчины  ходили в легких костюмчиках из подобных тканей. Был еще более скромный вариант - ткань кирпичного цвета с черными узорами. Молодежь почти вся ходила в футбольных майках команд со всего мира.

Продавцы.
Днем во дворе разворачивались продавцы разных украшений, тканей, сувениров. Все бы ничего, если бы они не заманивали, кто взглядо, кто жестами подойти посмотреть. Подсовывали под попу маленькую табуреточку из красного дерева и тут начиналось. Стоит привстать все остальные продавцы делали обиженные физиономии, почему у него посмотрел, а у нас не посмотрел и суют свои табуретки. Я один раз смотрел бусы для своей жены Кати, но было темно и я сказал, что посмотрю днем. Продавец пришел на следующий день, но тогда у меня не получилось к нему подойти по ряду причин. Он пришел еще на следующий день. Я думал, что все уже забылось, но тут ко мне подошел один африканец Доса, который работал у Фамоду по хозяйству и сказал, что пришел продавец, у которого ты обещал купить бусы. Я подошел, посмотрел и купил. Человек ходил за этим три дня, как не купить. Оказались потом самые хорошие бусы, Кате очень понравились.

Участники мастер класса.
Приехали люди из разных стран. Больше всего приехало из Германии, одна девушка из Австрии, одна из Люксембурга, одна дама из Канады, один парень из Австралии, мы с Владом из России, одни из Аргентины и еще два веселых японца, с которыми я даже пытался немного общаться по-японски.

Процесс обучения.
Уроки проходили 5 раз в неделю. По 2 часа - 2 раза в день. Каждый день был новый ритм, благо у Фамоду их было не мало в загажнике. Первые 2 часа мы изучали басовые. В Гвинейской музыке, народы Малинке и Сусу используют басовые барабаны для создания полиритмической основы на которую уже накладываются партии джембе и соло. Причем, у группы Сусу раньше вместо дундунов были огромные крины. Крин - это такой достаточно большой деревянный полый инструмент с двумя клавишами, по которому бью двумя палочками.

Занятия с басовыми барабанами.
Есть три басовых барабана: Дунумба - самый большой, Сангбан - средний, Кенкени - малый. У каждого барабана своя партия, но вмести партии образуют полиритмичный рисунок. Собственно ритм - это и есть именно этот рисунок.

Всех учеником поделили на группы: Дунумба, Сангбан, Кенкени. В каждой группе был преподаватель, который наблюдал за процессом. Потом выяснилось, что наши преподаватели играют в одной группе и очень хорошо играют! Сайон Камара, Мамади Курума и другие. Услышать игроков такого уровня вживую, ради только этого стоило съездить в Африку! Иногда в процессе Фамоду вставляло и он начинал танцевать. Танец его был похож на соло. Соло как известно играется между ритмом, и играть ритмы и смотреть как Фамоду танцует было нелегко и очень забано, движения у него конечно веселые. При желании можно поискать на ютубе ролики :о)

Занятия с джембе.
Вторые 2 часа мы занимались партиями джембе и соло.
Фамоду давно уже занимается с белыми, его композиции простроены структурно, что нашему человеку проще воспринимать. Уровень, конечно, требовался такой, чтобы люди уже могли барабанить простые полиритмы, потому что требовалось сходу играть много вариаций.

Попотел я немало на этих уроках, потому что было ощущение, что кинули в бурлящий ритм поток, где ты должен ориентироваться, а опор мало. Позже, разбираясь в ритмах, я уже самостоятельно имел ориентиры, которые были заложены невербально на тот момент.

Записывать на камеру уроки почему-то не разрешали, только на диктофон. Фамоду объяснял смысл каждого ритма и проигрывали отдельно каждую партии и как они звучат вместе. Пели песни :о) на языке этнической группы Малинке.

Как относятся к белым игрокам.
Нормально относятся. Мы для них просто ученики. Но если не брать в расчет занятия, к белым в Африке относячтся как к богатеям и пытаются им что-то втюхать. От этого можно сильно устать, что я и сделал :о)

Как тренируются гвинейцы.
Когда африканцы тренируются, они зевают, играют медленно, ковыряются в носу и тп. Это меня поначалу удивило. Я считаю что в занятиях должна быть самоотдача. Но когда я увидел первое выступление, все встало на свои места. На выступлении все африканцы очень сильно стараются. Если бы они так тренировались, то на выступления сил бы уже не осталось.

Выступления.
Во время моего пребывания концерты проходили 1-2 раза в неделю. Выступали в основном барабанно-танцевальные группы. Иногда выступали с какими то струнными инструментами. Было забавно наблюдать, как местную гитару сделанную из палки и огромного калабаса крутят подобно заправским металлистам. То он на нее залезет, то подлезет, очень забавно :о). а в калабасе специальное отверстие, туда надо класть денюшку.

Особенно впечатлили выступления барабанщиков.
Басовые образуют мощную стену-волну звука, которая вибрирует все твое тело. Поочереди выходят солисты на джембе и барабанят соло.

У некоторых соло интересное, но не вызывает каких-то особых ощущений или чувств, а некоторые играют так, что пробивает не на шутку. От кого-то прет силой, от кого-то чувствуешь как он тонко играет, в кого-то как будто вселяется веселый демон. Когда кто-то из барабанщиков нравится публике они подбегают и лепят деньги на особо вспотевшие части тела. Или суют под одежду. Деньги у них ужасные. Их даже в руки брать не хочется :о)

Местные деньги.
Часто в дом Фамоду заходил такой солидно приодетый африканец, мы называли его банкиром и менял евро на местные тугрики. 1 евр стоил 6000 гвинейских тугриков. В первый раз я поменял 200 евро и мне дали за него примерно 2-3 кг местных денег, упакованных в пачки. Пересчитать не было возможности, но в последствии выяснилось, что все практически без обнана, немного банкир наживался на курсе.

Куда можно было потратить местные тугрики.
Выходить со двора Фамоду не хотелось, потому что переодически возникали истории с мелким грабежом среди африканцев. Все что нужно приходило само. Во дворе тусили продавцы сувениров и тканей. Тут же можно было пошить какую хочешь одежду на африканский манер, во дворе работали два швея - моториста. Можно было купить барабаны и все что к ним еще хотелось. Кессинг, чехол, модную гвинейскую шапо с хохолком или целый костюм. Если нужно постирать одежду, всегда были женщины, которые за 10000 стирали кипу одежды.

Я купил у Фамоду джембе из дерева Ленке всего за 125 евро. Значит, смело можно делить пополам, а может и еще дешевле можно купить джембе на местном рынке. Но, нужно немного разбираться, чтобы не купить халтурно сделанный барабан. Купили напополам с Владом комплект басовых за 150 евро через Доса. У него был скромный бизнес в обход Фамоду. А так он обычно помогал в доме по хозяйству, перетягивал джембе, чинил свет и тп.

Показали нам как делают джембе, практически сначала. Я случаянно даже оказался участником какого-то местного ритуала, изготовления джембе. Мне дали его повыстругивать чисто ритуально, а когда потом хотели забрать, я сказал что не устал и продолжил тесать джембе :о) только потом понял что дал лишку.

Рынок.
Один раз мы решили посетить местный рынок и закупиться там одеждой и сувенирами. Нам дали провожатого, веселого паренька. У меня есть видео где он круто отплясывает дунумбу - танец сильных мужчин. Приятно, когда у тебя в провожатых талантливые люди. Дали ему за помощь 20000 тугриков, он был очень доволен.

Местное такси.
Пока ехали до рынка, очень удивило местное такси, где на первое сиденье, рядом с водителем, садилось 2 человека, а сзади умещалось до 5 человек. Окна были часто просто завешаны тряпками. Стоило такси недорого по нашим меркам.

И опять выступления барабанщиков.
Выступления устраивались пару раз в неделю. Это было очень сильное впечатление. Один раз мы поехали на концерт к Мамади Кейта. У него там танцевал целый африканский балет. В тот момент у Мамади Кейта был свой мастер класс с европейцами. Во время концерта взорвалась лампочка и пропало электричество, но потом все восстановили и концерт продолжился. Здорово! Но все-таки балет и африканцы на мой взгляд это смесь сложная. Перуеты они конечно не делали, но мне больше нравятся просто красивые движения в ритме, постановки смещаю акцент на смысл, это какое-то больше европейское веяние. Мамади Кейта был долгое время руководителем национального балета Гвинеи. (Балет - различные постановки национальных тем с музыкой (ритмами) и танцами)

После концерта мы были свидетялями разбора полетов, очень интересно и ритуально. Кто-то один говорит другие вторят, как удав Ка и бандерлоги, потом говорящий меняется. :о)

Переворот. Поездка в деревню.
За неделю перед Новым годом, мы по плану должны были поехать в родную деревню Фамоду: Сангбаралу. Мы уже собрались,чтобы рано утром сесть на микроавтобус, но ночью взял и умер президент Гвинеи и начались беспорядки. Кто-то захотел захватить власть, где-то в городе стреляли. Поездку в деревню пока отложили. Среди учеников началась паника, стали думать что делать, то ли срочно уезжать по домам, толи переждать, ведь аэропорт наверняка был уже перегружен. Наконец Фамоду объявил, что поедим в деревню, за это время все успокоится. На утро выехали. Микроавтобус был небольшим, типа нашей маршрутки, но сиденья в нем были так оптимально поставлены, что уместилось 22 человека. Коленки упирались в переднее сиденье, по бокам плотно сидели ученики и родственники Фамоду. На крыше, на вещах, ехал еще один африканец. По пути нас остановили пару раз военные, проехал мимо грузовик, полностью набитый африканцами с калашниковыми в военной форме. Очень сложное зрелище африканец в военной форме, воспринимается, как импульсивный ребенок, ему что по барабану играть, что на курок жать. Ехали больше суток, потому что дороги были разбитые и автомобиль все время тормозил. Где-то под утро следующего дня выехали к реке. За рекой раздавались звуки басовых барабанов.

Постепенно на длинных лодках нас переправили на другой берег реки Нигер. К берегу приближалась человек в 50-80 громкая танцующая и долбящая в барабаны процессия.  Нас провели за ограду дома и показали где мы будем жить неделю. Под навесом стояло несколько анти-москитных палаток. Пока суть да дело, под несколькими палатками завелись муравейники и пришлось их выгонять.

Было очень приятно после тяжелой поездки, что нас так встретили, впечатление было мощное. Потом вместе с процессией пошли вглубь деревни.

В деревне.
Учились за это неделю всего пару раз. Зато почти каждый день был праздник. В деревне народ отличается добродушностью. Деньги их не так сильно интересовали как в городе. Было очень много детей. Фамоду сказал, что в последнее время что-то случилось и весьма молодые девочки уже могли иметь детей. Дети облепляли белых. У каждого было по 2-5 сопровождающих. По деревне гуляли будущие джембе в виде козликов и будущие дундуны в виде быков. В реке женщины мыли золото. В общем мы купались в реке, гуляли по деревне, кушали и ждали вечернего праздника.

Обратная дорога.
Назад выехали в 4 утра. Когда переправлялись через реку, на нас напали маленькие насекомые, которые ели что-то на берегу, кто не успел отбежать, забрались по ногам под платья. Кусали больно. :о). По дороге, на остановке, я что-то съел не то и похоже, что отравился. Дорога была мучительная. Время растянулось, тошнило, микроавтобус тормозил на каждой яме, ко всему еще на меня облокотилась и спала всю дорогу старая негритянка. Ближе к городу стали тормозить патрули. Власть захватили военные. Ощущалось напряжение. Где-то пропуском служили угрозы, где-то деньги. Один раз даже использовали мой отравленный внешний вид, чтобы расшевелить совесть патрульного с революционно-горящими глазами.

Больница в столице Гвинеи.
По приезду, я проковылял в свою комнату и полтора дня провалялся в бредовых снах. Помню, ходил менять билеты, и было много сложностей нелогичного свойства. Влад сказал, что надо съездить к врачу, вдруг меня одолела малярия. Нашли родственника Фамоду с машиной и поехали. Нашли одну единственную больницу в городе с объявлением, что больница временно переехала в какую-то деревню. Через какое-то время я стал поправляться. Кроме меня был еще один, кто отравился по дороге. Подозрение пало на местные апельсинчики.
 

Общее впечатление.
Поездка вышла очень полезная. Я посмотрел как выступают и тренируются музыканты Гвинеи. По моим меркам Гвинея - это центр, этакий рассадник полиритмической музыки.  Энергетика Африки, это стоит почувствовать и пропитаться этим ощущением, хотя бы раз в жизни.

Степанченко Александр.
Руководитель школы африканской перкуссии "Лаборатория ритма" при этно-центре ИНБИ.
ritmlab@gmail.com